Выборка вещи при обучении собак рудорозыскной службе (команды «Нюхай!», «Ищи!»)

Выборка вещи при обучении собак рудорозыскной службе (команды «Нюхай!», «Ищи!»)


Обучение собак рудорозыскной службе проходило в два этапа.

  1. Собакам предлагали не минералы, а вещи, на которые наносили запах реактивов — соединений данного элемента (оксидов, гидроксидов, солей). Когда собаки начинали уверенно выбирать нужный запах, переходили к следующему этапу.
  2. Поиск руды, сначала в монофракциях, потом — из природных залежей.

Первый этап требовал умелой подборки нужных химикалий (оксидов, гидроксидов, солей), которые постоянно присутствуют в месторождениях руды. Так, собак, «работающих» по никелю, приучали к запаху оксида никеля, а «работающих» по меди — к запаху оксида меди; оба вещества образовывались при окислении сульфидных руд, а значит, сопутствовали залежам: первый — никелевых руд, второй — медных.

Но, кроме оксидов, залежам металлов сопутствовали гидроксиды и соли этих металлов. Поэтому собакам, которых обучали искать никель, предлагали, скажем, соли этих металлов и соли с таким же кислотным остатком, но содержащим другой металл (нитрат никеля и нитрат калия, карбонат никеля и карбонат кальция, гидроксиды никеля, меди и железа). Выяснилось, что собаки отличают по запаху нужные катионы от ненужных анионов. Но метод обучения, требующий большого количества химикалий, естественно, оказался слишком громоздким. При малейшей ошибке дрессировщика собака запоминала не тот запах. Поэтому по ходу экспериментов методику пришлось упрощать.

В остальном методика выборки вещи ничем не отличалась от обычной выборки. Дрессировщик или помощник раскладывали 4—6 стандартных деревянных брусков на расстоянии 30—40 см друг от друга. На один из брусков заранее был нанесен запах нужного реактива. При этом люди старались не касаться брусков руками. Собаке давали обнюхать брусок с запахом такого же реактива (команда «Нюхай!»). Потом по команде «Ищи!» она посылалась в зону. Собака должна была обозначить нужный брусок любым способом — апортировкой, посадкой, лаем. При правильной выборке собаку поощряли ее, давая ей лакомства для собак.

После небольшого перерыва упражнения повторяли на новом месте с другим чередованием разложенных брусков. Собаке предлагали выбрать вещь не более 3—4 раз, после чего занятия переносили на другой день или, по крайней мере, делали перерыв в 3—4 часа.

Когда собака твердо выбирала брусок с одним видом реактива, переходили к другому: оксиды заменяли на гидроксиды или соли. Остальные бруски оставались «чистыми», то есть пахли лишь деревом.

Постепенно количество брусков увеличивали, добавляя к ним пропитанные запахами других веществ (с анионами тех же кислотных остатков).

Чтобы исключить запах человека, бруски с запахом химикалий оставляли на полигоне на сутки: запах человека выветривался, а реактивов — нет.

После выборки брусков, приступали к выборке минералов: сначала — монофракции, потом — кусков природной руды, разложенных в определенной последовательности вперемежку со шлаками. Собака по предъявленному образцу запаха находила искомый предмет. Однако далеко не каждая из них пыталась взять его в пасть для апортировки. Дрессировщик поощрял обнаружение лакомством и помогал дачей вспомогательных команд «Сидеть!» и «Голос!», чтобы перейти к другому способу обозначения предмета вместо апортировки.

Когда у собаки вырабатывался навык выборки вещи, переходили к обыску местности.




Ветеринария

Интересное

Выставки

Помощь ветеринара

©2006-2024 PetsHealth.ru