В чем виновата черная кошка?
13.07.2016
Сегодня уже даже не верится, что давным-давно в Европе домашняя кошка долго была редким животным и можно даже сказать – экзотическим. Достаточно обратиться к эпохальному труду Аристотеля «История животных», написанному им в IV в. до н.э., в котором кошка даже ни разу не упомянута.
Только в конце I в. до н.э. в греческих текстах появилось созвучное с современным название кошки, как «katokidios», позднее его адаптировали к латинскому языку в Риме - «cattus»,- а потом и к другим языкам.
В середине четвертого века нашей эры Палладий, префект Рима повелел использовать кошек для охраны виноградников от грызунов. С этого момента началось медленное, но верное завоевание кошками Европейского континента, которое длилось шесть столетий. Что удивительно, самые значительные усилия для распространения этих домашних животных приложили монахи-христиане, которые осознали полезность кошек.
Однако в 1233 году Папа Римский Григорий IX в своей булле «Голос из Рима» , обличающей ересь катаров (христианская секта), объявил чёрную кошку исчадием ада, противопоставив её белому агнцу, символизирующему Иисуса Христа.
С тех пор история черных кошек окрасилась в черный цвет, чем они были обязаны, в том числе, и своему языческому прошлому. Во многих странах кошек обожествляли и наделяли мистическими способностями. В результате кошка стала инструментом мракобесия и предметом суеверий, некоторые из которых дошли и до нас. Вспомните себя, разве Вы не считаете плохой приметой то, что черный кот перебежал Вам дорогу? Ну а уж в средние века этих милых животных считали сатанинским отродьем, непременными спутниками ведьм и демонизировали со всей страстью эпохи мракобесия.
После обнародования папской буллы «Всеми силами души» Иннокентия VIII в конце XV века гонения на кошек начались еще более жестокие, как и на женщин, которых обвиняли в том, что они ведьмы. Начались массовые истеричные истребления кошек по всей Европе, которых считали виновницами, в том числе, и различного рода эпидемий. В Париже отловленных по всему городу кошек сжигали мешками публично в день Святого Иоанна. А в Германии слова кот и еретик звучали практически одинаково («катце» - «катцер»). Во Фландрии (нынешняя Бельгия) жители Иперна подвергали кошек экзекуции, публично сбрасывая с высокой башни, в среду на второй неделе поста. Город для этого даже содержал специального кошачьего палача, который наряжался в куртку красного цвета и в колпак голубого.
Европейцы словно соревновались в жестокости по отношению к котам. Жители Дании, например, прокалывали копьями бочку, наполненную котами и подвешенную на крюк к потолку. В Британии в мешок с кошками пускали стрелы из лука. В Испании из кошек делали музыкальный инструмент «кошачий орган», для которого специально собирали кошек с голосами разного тона. Король Филипп II, который становился злым от обжорства, давил на клавиши, в результате чего та или иная кошка, сидевшая в ящике, получала укол и испускала невероятный вопль. Изысканное развлечение!