Обыск местности (Команда «Ищи!»)
Необходимое снаряжение. Ошейник, длинный поводок, пять деревянных брусков (палочек) или тряпочек (как для выборки вещи), набор из пяти и больше самых разных предметов (старые перчатки, ботинки, смятые коробки из-под сигарет).
Значение навыка. Используют в ряде других служб (от PC до ПС); в бытовых условиях может пригодиться для поиска потерянных вещей хозяина. Кроме того, это прекрасный способ «развлечения» собственной собаки на прогулке и повышения уровня ее интеллекта.
Выработка навыка. Происходит в несколько этапов.
Поиск вещей со своим запахом. На подготовительной стадии, играя с собакой, владелец бросает апортировочный предмет в густую траву, так чтобы собака потеряла его, и командует «Ищи, апорт!». Поощряет своего питомца словами «Хорошо, ищи», если тот ищет предмет. Поощряет игрой на перетягивание или дает ей лакомства для собак, когда молодая собака приносит найденный предмет. Далее дрессировщик относит в сторону сначала один апортировочный предмет и прячет его так, чтобы собака видела его действия. Потом отпускает собаку на длинном поводке и командует «Ищи, апорт!», делая соответствующий жест рукой в сторону предмета.
При обнаружении предмета дрессировщик хвалит собаку и поощряет ее лаской и лакомством. Затем дрессировщик раскладывает сначала три, потом пять апортировочных предметов следующим образом: он идет по какой-нибудь тропинке в местах выгула или в одном направлении на дрессировочной площадке и бросает влево на расстоянии одного-двух метров от своего следа один предмет, потом проходит пять шагов и бросает следующий предмет вправо и т. д. Берет собаку на длинный поводок и по команде «Ищи, апорт!» проходит по своим следам, направляя собаку жестом влево-вправо, и сам бегает с ней, побуждая ее двигаться челноком.
Когда собака находит вещь, он хвалит ее, кладет вещь в карман или сумку и продолжает движение. Если собака пропускает какую-либо вещь, то от последней вещи следует повернуть назад и вновь пройти с собакой челноком весь маршрут с другой стороны. То есть не следует посылать собаку несколько раз в одну и ту же сторону (скажем, влево). Можно продолжать двигаться прямым маршрутом, но сделать холостой посыл вправо, а потом опять влево — к месту пропущенной вещи.
Часто возникают проблемы с движением челноком и поиском вещей; следует отметить, что собака прекрасно находит вещи, проходя по следу хозяина: сначала она находит самую дальнюю, потом, возвращаясь, в хаотичном порядке — все остальные.
Следует четко разделить поставленные себе задачи:
- научить собаку искать вещи;
- научить собаку искать их челноком
В начале обучения собаку хвалят за любую найденную вещь, каким бы способом она не была найдена. Потом отрабатывают челночный поиск. Для этого расширяют пространство, на котором разбросаны предметы, увеличивая количество холостых пробегов в обе стороны, и при этом сокращают количество предметов. Собаку посылают на поиск командой «Ищи!», сопровождая ее жестом рукой, либо дрессировщик сам бегает с собакой каждые 15—20 шагов в сторону от центральной линии, либо оставляет ее на стартовой линии, а отбегает один (против направления ветра) и подзывает собаку к себе (не грубой командой «Ко мне!», а скорее приглашением побегать и поиграть). Обычно собака обгоняет его. Тогда дрессировщик останавливается и бежит зигзагом в противоположную сторону, опять свистит или зовет собаку. И обращает ее внимание на главную задачу — поиск предметов.
Постепенно поиск усложняют: апортировочные предметы присыпают землей, развешивают на кустах на высоте головы собаки, маскируют каким-либо другим способом. Когда собака освоит поиск на длинном поводке, ее пускают искать вещи без поводка, так же тщательно следя за тем, чтобы она и вещи искала, и пробегала маршрут челноком.