Обезьяна Уошо овладевает языком глухонемых
После неудач, которыми заканчивались неоднократные попытки научить обезьяну человеческой речи, ученые Аллен и Беатрис Гарднер из университета штата Невада решили попробовать какую-либо другую систему общения, попытаться, например, обучить обезьян языкам, использующим не акустические, а зрительные сигналы. В 1966 году они сумели всего за несколько месяцев обучить молодую шимпанзе Уошо нескольким знакам языка глухонемых. Вскоре у Уошо был «словарный запас» из более чем 300 знаков — позиций и движений пальцев, движений рук и головы, которые она cоставляла в предложения до 7—8 знаков. Самые строгие «экзамены», которым ученые подвергли Уошо, доказали, что шимпанзе отлично разбирается в значениях этих знаков. Ей показывали довольно большое количество предметов (или даже их фотографии), и более чем 80 % случаев Уошо сопоставляла с каждым из них соответствующий знак.
«Школа» для Уошо началась в июне 1966 года, когда обезьяне было около года. По развитию и потребностям она соответствовала в это время приблизительно полуторагодовалому ребенку. Выбор Гарднеров пал на шимпанзе потому, что из всех высокоразвитых приматов они являются наиболее дружелюбными и общительными. Для обучения Уошо был выбран знаковый язык, употребляющийся глухонемыми во всей Северной Америке и состоящий из жестов, заменяющих отдельные слова. Уошо круглые сутки жила вместе с Гарднерами, которые обращались с ней, как с человеческим ребенком. Если Уошо не спала, при ней постоянно кто-нибудь находился.
Система «язык — среда» быстро принесла результаты. Например, знак «больше» Уошо усвоила в связи со щекоткой, игрой, напоминающей неуемную возню. Затем символ «больше» был распространен на любую деятельность и любой предмет. Знак «открыть» шимпанзе выучила на примере дверей вагончика, в котором жила, а потом распространила его на все двери, сосуды, ящики, холодильник и даже баночки с кремом.
Гарднеры показали своей ученице и знак «цветок». Она отмечает им все цветы и в ряде ситуаций — сильный запах (например, открывая табакерку или входя в кухню).
В апреле 1967 года, спустя год после начала занятий, Уошо впервые связала различные знаки в некое подобие фразы, хотя в то время ей еще специально не объясняли комбинирование слов — просто на занятиях учителя пользовались взаимосвязанными знаками. Как только Уошо выучила 8—10 знаков, она начала соединять их в сочетания по 2—3 знака — примерно так маленькие дети учатся складывать фразы. Ряд комбинаций Уошо «подсмотрела» у учителей, зато другие придумала сама. Например, она сама придумала фразы: «дай мне щекотку», если ей хотелось, чтобы ее пощекотали, или «открытый — холодный ящик — есть — пить», если она просила открыть холодильник.
За первые семь месяцев Уошо выучила 4 знака, за следующие — 9 знаков, а в течение еще семи месяцев — 21 знак. Непрерывно возрастающий объем нового материала никоим образом не сказался отрицательно на активности восприятия Уошо — напротив, она понимала все быстрее.
Через три года «словарь» Уошо включал 85 знаков, а еще через год он вырос почти вдвое. С таким «словарным запасом» Гарднеры передали шимпанзе одному из своих сотрудников Роджеру Фаутсу, продолжившему с ней работу в исследовательском центре в городе Норман (Оклахома).
Фаутс подобрал группу из 7 шимпанзе, поставив перед собой следующую задачу: могут ли общаться с помощью языка глухонемых обезьяны между собой? На институтской ферме Уошо не очень-то «водилась» с другими животными. Уток она называла «вода — птица». Это обозначение она придумала сама, и даже когда Фаутс научил ее специальному знаку «утка», она предпочла применять собственное обозначение. За всю свою жизнь Уошо лишь однажды видела обезьян. И встреченных здесь в вольере шимпанзе она почему-то назвала «жуками». Прошло довольно много времени, прежде чем Уошо научилась общаться со своими сородичами.
Уошо усвоила новый знак «обезьяна» и охотно называла им мартышек и гиббонов и даже изобрела совершенно новый знак для макаки-резуса, который ей как-то угрожал: она назвала его «грязной обезьяной». (До сих пор Уошо пользовалась термином «грязный» только для обозначения мусора. Но после стычки с агрессивным резусом она начала переносить этот знак и на своих учителей, если они отказывались исполнять ее желания.)
В начале своей жизни в Нормане Уошо часто подавала сигналы другим шимпанзе. Например, она сигнализировала «иди — обнимать», заметив маленького грустного шимпанзенка и желая его утешить. Но обезьяны не реагировали на эти сигналы. Она пыталась привлечь их внимание, показывая им знак «идти — пить» и протягивая руку одновременно к крану, но и эти попытки были безуспешны. Разочаровавшись в «умственных способностях» своих «неграмотных» сородичей, Уошо уже было совсем перестала подавать им сигналы. К счастью, в этот критический момент два шимпанзе — Бруно и Буи — «заинтересовались» знаками Уошо...